Основная причина прекращения деятельности — повышение налогов и рост издержек. Весомый вклад в последние вносят аренда и расходные материалы, поскольку НДС теперь 22%, а также коммунальные тарифы.
Петербургские предприниматели всё чаще прекращают деятельность или продают бизнес, не дожидаясь результатов первого квартала. Основная причина — повышение налогов и существенный рост издержек. О негативных последствиях налоговой реформы предприниматели предупреждали заранее: согласно опросу сервиса «Онлайн-бухгалтерия», о закрытии бизнеса в конце 2025 года серьёзно задумывались 15% бизнесменов. Истории тех, кто уже принял непростое для себя решение — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
Важно отметить, что прогнозы и экспертные мнения иногда кажутся диаметрально противоположными, что называется — на любой вкус. Например, 19 января телеканал RTVI со ссылкой на руководителя управления корпоративных финансов «Финам» Алексея Курасова сообщил, что в 2026 году в секторе МСП могут закрыться 30% компаний. Кроме того, вырастет зависимость от крупного иностранного бизнеса через серый импорт, а также активизируется китайский бизнес на маркетплейсах. В свою очередь агентство ТАСС 28 января опубликовало статью, в которой говорилось, что более половины российских компаний малого и среднего бизнеса завершили 2025 год с прибылью, продажи значительно выросли у 17% организаций. Далее, со ссылкой на индекс RSBI, который готовят Банк ПСБ, «Опора России» и Аналитический центр НАФИ, приводятся следующие данные: в декабре 60% предпринимателей рассказали, что готовы рекомендовать открытие бизнеса своим друзьям и знакомым в текущее время. Далее — статистика, согласно которой на рост выручки чаще указывали средний бизнес (более 70%) и компании сферы услуг (свыше 50%). Остановимся подробнее на одном из видов услуг, а именно — на парикмахерских. В Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Business FM Петербург рассказали, что, по их подсчётам, закрылись примерно 10% коллег, ещё 10% успели продать бизнес. Своим примером делится собственник сети семейных салонов красоты «Расчеши» Дарья Демченко.
Собственник сети семейных салонов красоты «Расчеши» Дарья Демченко До момента введения новой налоговой системы мы активно развивались. У меня было три своих салона и один салон по франшизе. Я продала первую свою франшизу и была очень рада.
— Вы даже масштабировали свой бизнес по модели франшизы?
Да. Соответственно, из-за налоговой реформы мы все задним числом попали на НДС, потому что посчитали в итоге за 2025 год, не дали подготовиться, не дали переходного периода, не дали время, чтобы просчитать модель, поговорить с командой, взять, например, бухгалтера. У меня бухгалтер не работал с НДС. Это большая отчётность для ИП, которая требует дополнительных усилий. Пока я закрыла один филиал и один продала. Получается, у меня остался один свой салон и один франшизный, он пока держится, только недавно открылся, но что с ним я тоже не очень понимаю.
Дарья рассказала, что только в январе расходы её бизнеса увеличились примерно на 20%. Весомый вклад в издержки вносят аренда и расходные материалы, поскольку НДС теперь 22%, а также коммунальные тарифы, которые в 2025 году были повышены сразу на 15%, а в 2026 году будут увеличены в два этапа: с 1 января на символические 1,7% и с 1 октября, сразу после выборов, на 14,5%. Один из возможных вариантов — просто повысить цены на уровень возросших издержек: так поступил один из собеседников Business FM Петербург, правда, из реального сектора экономики. Но в сфере обслуживания, говорят участники этого рынка, такой манёвр вряд ли возможен из-за серьёзного снижения покупательной способности петербуржцев, которые всё чаще посещают салоны красоты не раз в две-три недели, а раз в полтора месяца. В итоге некоторые собственники салонов вынуждены если не закрывать, то продавать бизнес, как недавно поступила Наталия Морозова.
Бывший собственник салона красоты Наталия Морозова Наверное, с сентября мы все были на иголках в связи с тем, что предвкушали налоговые изменения с 1 января 2026 года. Я сразу обратилась в свою бухгалтерию, чтобы мне помогли рассчитать, что со мной будет. Поняла, что я «слетаю» с патента — три года работала на патенте, и меня это полностью устраивало. Очень просто и удобно: платишь одну фиксированную сумму и дальше никто не спрашивает, какая выручка, никто не смотрит расходы. В связи с нововведениями в 2026 году по выручке, по обороту я должна была «слететь» с патента, бухгалтерские расходы тоже возрастают, кроме того, очевидно, что мне нужно всех оформить и платить налоги. Я понимаю, что в этой ситуации я точно не выживу, вообще не выживу! Если даже я оформляю 10 сотрудников, то понимаю, что ухожу в минус. Получается, я просто буду сидеть на месте, но это совсем не та история, ради которой я хотела открывать свой бизнес.
Многие предприниматели в качестве одной из причин закрытия называют рост арендных ставок. Стоит напомнить, что налог на имущество организаций является региональным налогом. В преддверии налоговой реформы собственники торговых и офисных центров попросили Смольный не утверждать кадастровую переоценку объектов, в результате которой их стоимость в некоторых случаях взлетела на 40%. Однако в городском правительстве предпринимателям отказали, сославшись на «благоприятные условия для дальнейшего активного развития рынка коммерческой недвижимости».